9_terik (9_terik) wrote,
9_terik
9_terik

Category:

Инициация шаманов

Шаманизм - сложное и многоплановое явление. Возникнув в глубокой древности, он до сих пор оказывает влияние на нашу жизнь - как опосредованно, вплетаясь в ткань культуры, так и напрямую (вспомним, например, многочисленные сообщества последователей Кастенеды, или причастные шаманским темам субкультуры, существующие в "элитных тусовках"). Обсуждение шаманизма осложняется тем, что в чистом, первозданном виде, он сегодня практически не встречается. Так, например, на алтайский и восточносибирский шаманизм сильное влияние оказали религии осевого времени, на среднеазиатский - религиозные системы Дальнего Востока. А то, что понимается под шаманизмом в западной попкультуре, в частности то, что вбросил в западное общество Кастенеда, на мой взгляд, и вовсе является очевидным конструктом - новоделом, в котором можно обсуждать лишь цели, под которые он был создан, субъекта, его создавшего, а так же причины, обусловившие его успешность.
В чём актуальность шаманизма сегодня? События последних лет показали, что в двадцать первом веке основное противоборство будет идти на поле антропогенеза, на поле создания человеческой личности. Это противоборство уже можно увидеть, оно проступает сквозь прошумевшие оранжевые революции, арабскую весну, евромайдан. Оно же виднеется и в науке и технологии.
Актуальность шаманизма в том, что он несёт внутри себя гуманистический заряд, связанный с возможностью позитивной трансформации человека. Разумеется, это не значит, что нужно массово начинать проводить шаманские обряды. Знание о шаманизме позволяет нам лучше понять природу человека, а "знание - сила".
И так, шаманизм особенно актуален в наши дни. (Не потому ли для его ли дискредитации и цветут пышным цветом "учения дон Хуанов"?) Можно долго, полезно и очень интересно спорить о природе шаманизма, о том, только ли символизируют шаманские ритуалы заявляемые вещи (например - путешествия души), или ими являются. Но нельзя не замечать, что системы шаманизма (в том числе) представляют из себя своего рода "инструмент", "технологию" работы человека с собственной человеческой сущностью. Гуманистическое начало в шаманизме можно выделить в силу следующих причин. Во-первых, шаманизм нацелен на духовный рост человека, на его развитие, и обряд инициации, главный обряд в шаманизме, иллюстрирует это. Во-вторых, в системах шаманизма содержится представление о "грехопадении" (представление о том, что раньше все люди были способны на то, что сейчас могут только шаманы, но со временем они потеряли эту способность; да и шаманы сейчас стали уже не те, что раньше), после которого цель, миссия шаманов - помогать людям. Но в непосредственной близости от этого находится и антигуманистическое, античеловеческое начало. Все понимают, что технологии можно использовать как для добра, так и для зла; в ситуации шаманического "грехопадения" велик соблазн возгордиться.
Ни в коем случае не призывая двигаться по пути шаманизма, призываю с уважением и пристально к нему присмотреться. Так, с учётом того, что шаманские мировоззрения (а, значит, и "технологии" самопреобразования человека, его самотрансцедентации) существовали уже во времена позднего палеолита, следует ещё раз подумать о роли духа и духовного в Истории.



Один из центральных, и наиболее интересным для нас, является обряд инициации шамана. Ниже собраны представления самих шаманов, их понимание процессов инициации. Текст взят из классической книги "Шаманизм. Архаические техники экстаза". Автор книги - Элиаде Мирча, историк религий и исследователь мифологии. Выбрана именно это книга, поскольку она основана на данных этнографических экспедиций.

О сущности шамана.
Шаман - не жрец, приносящий жертвы. <...> Шаман оказывается незаменимым в каждой церемонии, касающейся переживаний человеческой души как таковой, как непостоянной психической единицы, которая может покидать тело и становиться легкой добычей демонов и колдунов. Именно потому во всей Азии и Северной Америке, а также в других регионах (Индонезия и т. д.) шаман исполняет функцию знахаря и целителя; он ставит диагноз, ищет беглую душу больного, хватает ее и снова соединяет с телом, которое она оставила. Именно он провожает душу умершего в Преисподнюю, ибо он является истинным проводником душ.
Шаман является целителем и проводником душ потому, что он знает техники экстаза, то есть потому, что его душа может безопасно оставлять свое тело и путешествовать на очень большие расстояния, достигать Ада и возноситься на Небо. Он по собственному опыту знает внеземные пути. Он может нисходить в ад и возноситься на Небеса потому, что он уже там был. Риск заблудиться в этих запретных зонах всегда велик, но посвященный и располагающий духами-хранителями шаман является единственным человеческим существом, которое может пойти на этот риск, углубляясь в мистическую географию.






О смысле инициации:
Во сне ли, в болезни или в церемонии посвящения, центральный элемент всегда остается тем же: символическая смерть и воскрешение неофита с расчленением тела различными способами (четвертование, разрезание, вскрытие живота и т. п.).

<...> Этот rope-trick имеет в Индии давнюю историю и должен быть сопоставлен с двумя шаманскими обрядами: инициационным ритуалом расчленения будущего шамана "демонами" и ритуалом вхождения в Небо. Мы помним инициационные сны сибирских шаманов: кандидат является свидетелем расчленения собственного тела душами предков или злыми духами. Но затем его кости собираются и соединяются железом, а тело восстанавливается, и будущий шаман, воскресая, обретает "новое тело", позволяющее ему безнаказанно прокалывать себя ножом, пробивать себя саблями, прикасаться к раскаленным углям и т. д. Любопытно, что индийские факиры считаются исполнителями тех же чудес.


Созерцание собственного скелета
Кауманек является мистической способностью, которую наставник иногда передает ученику от Духа Луны.
Прежде чем попытаться обрести одного или нескольких духов-помощников, являющихся как бы новыми "мистическими органами" каждого шамана, эскимосский неофит должен успешно пройти великое инициационное испытание. Этот опыт требует длительных усилий, физической аскезы и умственной концентрации, целью которых является обретение способности видения самого себя как скелет. На тему этого духовного упражнения расспрашиваемые Расмуссеном шаманы часто давали туманные объяснения, которые этот выдающийся исследователь передает следующим образом: "Хотя ни один шаман не способен объяснить как и почему, тем не менее он может, благодаря силе, которую его мысль получает от сверхъестественного, освободить свое тело от мяса и крови так, чтобы остались только кости. Видя себя таким, голым и совершенно лишенным недолговечной плоти и крови, неофит сам посвящает себя - также на священном языке шаманов - своей великой работе через ту часть своего тела, которой суждено самое длительное сопротивление воздействию солнца, ветра и времени.
Это важное медитационное упражнение, которое также равнозначно посвящению (так как обретение духов-помощников тесно связано с успехом посвящения), удивительно напоминает сны сибирских шаманов, с той лишь разницей, что доведение до состояния скелета является там операцией, выполняемой предками-шаманами или другими мифическими существами, тогда как у эскимосов речь идет о ментальном процессе, осуществляемом посредством аскезы и личных усилий по концентрации. Здесь, как и там, основными элементами такого мистического видения является освобождение от плоти, а также пересчитывание и называние костей. Эскимосский шаман достигает этого видения после долгой и трудной подготовки. Сибирские шаманы в большинстве случаев "избираются" и пассивно наблюдают за своим расчленением мифическими существами. Но в обоих случаях доведение до состояния скелета означает преодоление простого смертного состояния и, следовательно, освобождение от него.
В духовном мире охотников и пастухов кость представляет самый источник жизни - как человеческой, так и Великой Животной. Сведение себя к состоянию скелета равнозначно воссоединению в матке этой Великой Жизни, то есть полному обновлению, мифическому возрождению. Мы видим желание преодолеть состояние простого смертного, индивида, и достичь сверхвременной перспективы с целью отыскание самого источника духовной жизни, то есть одновременно и правды и жизни.




Описания процессов инициации.
Согласно <...> информации из Якутии, злые духи заносят душу будущего шамана в преисподнюю и закрывают ее в отдельном доме на три года (для тех, кто станет низшим шаманом, - только на один год). Именно там шаман проходит посвящение: духи обезглавливают его, голову откладывают в сторону (чтобы кандидат мог собственными глазами видеть свое расчленение) и разрывают тело на мелкие кусочки, которые затем делят между собой духи различных болезней; только при таких условиях будущий шаман обретает способность исцелять. Затем его кости покрываются свежим мясом; в некоторых случаях он получает также и новую кровь.


Вот первое посвящение знахаря на Малекуле: "Некоего бвили из Лол-наронг посетил сын его сестры и сказал ему: "Я хочу, чтобы ты мне что-то дал". Бвили спросил: "А ты выполнил условия?" - "Да, я их выполнил". - "Ты не спал с женщиной?" На это племянник ответил: "Нет". Бвили: "Это хорошо. Иди-ка теперь сюда. Ложись на этот лист". Юноша лег на лист. Бвили сделал себе нож из бамбука, отрезал юноше руку и положил ее на двух листах. Он засмеялся, глядя на племянника, и тот ответил ему взрывом смеха. Тогда бвили отрезал вторую руку и положил ее на листах рядом с первой. Когда он обернулся, они снова оба засмеялись. Бвили отрезал ногу вместе с бедром и положил ее рядом с руками. Обернулся, смеясь вместе с юношей, отрезал вторую ногу и положил рядом с первой. Обернулся, смеясь. Племянник тоже не переставал смеяться. Наконец, бвили отрезал голову и, держа ее перед собой, засмеялся, и голова тоже засмеялась. После этого он приложил голову к туловищу, взял отрезанные руки и ноги и тоже приставил их к своим местам". Продолжение этой церемонии посвящения включает в себя магическое преображение мастера и ученика в курицу - хорошо известный у шаманов и колдунов символ "способности летать".


А теперь - прочитайте ещё два описания процесса инициации, и скажите, какое произведение классика русской литературы приходит на память?

Ильпаилюркна, знаменитый маг из племени унматьера, рассказал Спенсеру и Гиллену, что, "когда он стал знахарем, однажды к нему пришел очень старый целитель и бросил в него из пращи несколько камней атнонгара. Некоторые из этих камней попали ему в грудь, другие, входя в одно ухо и выходя из другого, прошили ему голову и убили его. Затем старец вынул из него все внутренние органы - кишечник, печень, сердце и легкие - и оставил его лежать на земле всю ночь. Утром он вернулся, осмотрел его и, поместив в его тело, в его руки и ноги другие камни атнонгара, накрыл его листьями; потом он пел над телом, пока оно не вздулось. После этого он снабдил его новыми органами, поместил в него много других камней атнонгара и похлопал его по голове; это его оживило, он вскочил на ноги. Тогда старый знахарь приказал ему пить воду и есть мясо, содержащие камни атнонгара. Когда он проснулся, то не знал, где он находится. "Наверное, я погиб!" - сказал он. Но оглядевшись вокруг себя, он увидел стоящего рядом старца, который сказал: "Нет, ты не потерян, я тебя убил очень давно". Ильпаилюркна забыл все, что было связано с ним и с его прошлой жизнью. Затем старец привел его в лагерь и показал ему его жену, любра, о которой тот совершенно забыл. Такое странное возвращение и необычное поведение сразу позволили аборигенам понять, что он стал знахарем".


У даяков Борнео посвящение мананга (шамана) включает три различные церемонии, соответствующие трем ступеням даякского шаманизма. <...> После ночи заклинаний мананги ведут неофита в комнату, отделенную перегородкой. "Там, как они говорят, они отрезают ему голову и вынимают мозг, затем, обмыв его, вкладывают обратно, чтобы дать кандидату прозрачный ум, способный проникать в тайны злых духов и болезней; затем они вкладывают ему в глаза золото, чтобы сделать его зрение достаточно острым, способным видеть душу, где бы она ни заблудилась, куда бы ни забрела; на кончики пальцев они вживляют ему зазубренные крючки, чтобы дать ему способность схватывать души и крепко их держать; наконец, пробивают его сердце стрелой, чтобы сделать его сострадательным и полным сочувствия к больным и страждущим". Конечно, церемония символична; на голову неофита кладется кокосовый орех, затем его разбивают и т. д. Существует еще и третья церемония, венчающая шаманское посвящение; она включает экстатическое путешествие в Небеса по ритуальной лестнице.




ПРОРОК

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments